DAY OMEGA

ВЕЛИКОЕ ЦУНАМИ 2004: ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

25.03.2015 Автор: Кот Анархист

tsunami_Indonesia_2004_00

Банда-Ачех — самый крупный город в провинции Ачех в Индонезии, на северном побережье острова Суматра. До 26 декабря 2004 года Банда-Ачех был сравнительно малоизвестен. Но случившееся в этот день землетрясение в Индийском океане и последовавшее за ним цунами значительно разрушили город, от 130 до 170 тысяч человек погибли, десятки тысяч были ранены.

Утром 26 декабря 2004, страшное цунами буквально накрыло город,  разрушая дома, лодки, деревья и автомобили. Немногие выжившие вспоминают этот день до сих пор:

Фаузиях (Fauziah), 45 лет, хозяйка небольшой лавочки
Среди заново отстроенных домов Банда-Ачех, ее дом выделяется особо, застрявшей рыбацкой лодкой на крыше. В настоящее время он является туристической достопримечательностью.  Волн цунами забросили его в район, который находится примерно в двух милях от моря. Благодаря этой лодке, Фаузиях и 58 других человек смогли выжить 11 лет назад.

В этот день  Фаузиях была дома с пятью детьми, младшему из которых было всего 5 месяцев. Ее муж ушел за покупками. После землетрясения, ее старший сын вышел к побережью, чтобы посмотреть, что происходит. Он вернулся и начал кричать: «Иди наверх, мама, наверх.» Фаузиях схватила детей и поднылась на второй этаж, но буквальо через секунды, море было везде. «Вода была черная,» вспоминает она. Вскоре они были в воде по грудь. Фаузиях держала своего ребенка над головой, пытаться спасти его.

«Мы думали, что это конец, что судный день прибыл,» говорит она. «Потом мы услышали крики людей, которые на лодке застряли на крыше. Мой сын сумел выгнуть лист металла с крыши, достаточный для того, чтобы мог протиснуться один человек. Он забрался на крышу, а затем помог нам на крышу и затем на лодку «.

В течение нескольких часов, Фаузиях и ее соседи, которым также удалось забраться на лодку наблюдали за разрушением города. «Море было везде, ни одно здание не устояло.» Но, это не единственное судно, которое застряло глубоко среди зданий. В центре города можно увидеть сухогруз, и несколько других.

Сейчас Фаузиях в своей лавке продает сувениры и вяленую рыбу, которую она готовит сама. На ее фирменной упаковке — «лодке на крыше». Это судно на крыше стало туристической достопримечательностью и приносит смешанные эмоции. Фаузиях благодарна тому обстоятельству, что она может жить за счет своей славы, но она говорит, что это не всегда легко видеть улыбающихся туристов, которые делают фотоснимки в передней части лодки. «Иногда мне грустно», говорит она. «Я вижу довольных людей, которые веселятся и улыбаются, как будто это место для развлечений.»

Все дети Фаузиях выжили в цунами. Ребенка, которого она держала над головой, теперь можете увидеть на фото: 11-летняя девочка застенчиво улыбается . Но муж Фаузиях не вернулся с рынка, и ее мать и братья и сестры тоже погибли в тот день. Лодка стала постоянным напоминанием о тех событиях.

tsunami_Indonesia_2004_01

Мухаммед, 26 лет, студент
История Мухаммеда начинается, так же, как и у многих других, переживших катастрофу:  «Я был у себя дома за завтраком и чаем с моей семьей. Вдруг мы почувствовали землетрясение.» Все в доме попадало. Его родители начали уборку. Они услышали, как люди в панике начали кричать на улице. И он вышел, чтобы проверить, что происходит, тогда и увидел прибывающую воду.
«Мои родители попытались вывести из дома двух моих сестер, они все боролись, держась друг друга. Но моя мама продолжала кричать мне:» беги сынок, беги». И я бросился бежать. Я видел, как их захлестывают волны. Я плакал, но бежал».
Вскоре и его настигла первая волна, а потом была вторая «большая, как это здание», говорит он, указывая на трехэтажный блок магазинов и кафе на другой стороне улицы. «Я перебрасывали меня вместе с мусором и деревьями» говорит он. Он думал, что умрет, но решил не сдаваться. Кажется, что он снова переживает этот момент, когда снова и снова описывает руками панику, при попытке достигнуть поверхности и ухватится за что нибудь.
Мухаммеду было  тогда 15 лет. Его родителей и двух сестер не нашли. Сегодня он изо всех сил пытается забыть то время, чтобы «смотреть вперед». Он жил с тетей на некоторое время, а теперь имеет свой собственный уголок, полученный ему в рамках государственной программы реконструкции. Сейчас он учится в колледже и работает в кафе в вечернее время. Всякий раз, когда у него есть свободное время, он идет заниматься серфингом. «Я провел много времени в океане, когда я был маленьким. Я всегда был хорошим пловцом. Я не боюсь воды.»

tsunami_Indonesia_2004_03

Русмаза, 48 лет, рыбак
Его не было в городе в то воскресное утром, когда обрушилось цунами. Тогда он был занят по работе на небольшом острове Пулау Вех примерно в 10 милях от материка, в районе Сабанга. Когда он почувствовал землетрясение, он попытался позвонить домой. «Я думал, что это было только в Сабанга,» говорит он. Но не было никакого сигнала. Он подошел к станции парома, чтобы узнать, есть ли у кого-нибудь дополнительную информация. То, что он услышал, было немыслимо. «Там один парень сказал мне, что Банда-Ачех был разрушен цунами полностью, не осталось ничего.»
Когда Русмаза добрался до Банда-Ачех, он впал в ужас от шокирующей правды. «Домов не осталось. Везде руины, мусор и тела.» Жена Русмазы, как и десятки членов его семьи, погибли.
Рыбаки, живущие недалеко от побережья, пострадали больше всех. Большинство из них потеряли свои дома и семьи, потеряли средства к существованию — это сотни тысяч людей по всей 500-мильной береговой линии провинции.
Но позже, когда власти попытались установить 6500 футов зону запрета для строительства на берегу, Русмаза, как и большинство рыбаков,  был против этого.

Ачех находится в зоне, где и землетрясения и цунами частые гости. Но он говорит, что он не имеет никакого выбора, кроме как жить здесь, смирясь с риском. «Конечно, мы боимся, но что еще мы можем сделать? Наша жизнь здесь, наша работа здесь,» говорит он.

Сейчас, вдоль береговой линии, японская неправительственная организация построила трехэтажные здания для эвакуации. В этих бронированных защитных сооружениях люди могут укрыться от цунами . Рыбакам было разрешено восстановить свои дома на своих первоначальных местах. Одно из таких зданий зданий для эвакуации видно практически из дома Русмазы.  Он говорит, что рыбаки теперь готовы. «Было большое землетрясение три года назад, и все побежали прямо к зданию эвакуации», говорит он. «Если это случится еще раз, «люди уже знают, что делать.

tsunami_Indonesia_2004_04

Тилли Смит, 10 лет, школьница

Несмотря на то, что между землетрясением и цунами был большой зазор по времени ( в некоторых местах  до нескольких часов) — практически для всех жертв этот самый удар стал полной неожиданностью. Однако, была одна девочка из города Оксшот (в графстве Сарри), которая в тот злополучный день отдыхала в Таиланде со своими родителями.

Благодаря 10 летней Тилли Смит 26 декабря спаслась не только она сама, сестра и родители, но и около сотни отдыхающих.

Утром на пляже она заметила необычное волнение на море и вспомнила, что уже видела нечто подобное на уроке географии всего две недели назад. Это были съемки цунами на Гавайях, которые своим ученикам показывал учитель географии Эндрю Кирни. «Когда мы спустились к морю, то вода была вся в пене — такой же, как на пиве. Она вся пузырилась, — вспоминает Тили. — Тогда у меня эти гавайские съемки прямо перед глазами встали».

Когда школьница поняла, что через некоторое время берег может оказаться во власти стихии, она сумела убедить родителей, семилетнюю сестру и других туристов немедленно покинуть пляж. Ее отец предупредил о происходящем местных спасателей, и в результате удара гигантской волны по побережью в этом месте никто не пострадал.

Вообще, на острове Пхукет в тот день погибли тысячи людей. И если бы не истерика маленькой девочки, которую сначала не хотели слушать, то погибло еще больше. «Мы с мамой были на пляже — довольно далеко от гостиницы. И у меня началась истерика, — говорит девочка. — Я начала кричать, я не хотела уходить от мамы, если что-то случится. И я сказала: серьезно говорю — сейчас точно будет цунами. Но мы уходили от гостиницы все дальше».

«Тогда я сказала: хорошо, я убегаю, я знаю, что сейчас начнется цунами. Тогда мама начала воспринимать все это более серьезно».

В результате вся семья сумела укрыться в гостинице всего за несколько минут до удара стихии. Мать девочки говорит, что она сама не заметила ничего необычного: «Я просто подумала, что в этот день на море плохая погода. Его поведение было очень необычным». tsunami_Indonesia_2004_05